Вид из Кремля на храм Христа Спасителя...
Храм Христа Спасителя. Общий вид....
Храм Христа Спасителя. Общий вид...
Храм Христа Спасителя....
Храм Христа Спасителя. Фасад со стороны набережной Москвы-ре...
Храм Христа Спасителя. Разрез, интерьер...
Храм Христа Спасителя. Выкройка для изготовления бумажного м...
Храм Христа Спасителя. Плакат к освящению храма....
Храм Христа Спасителя...
Храм Христа Спасителя...
Храм Христа Спасителя...
Храм Христа Спасителя. Макет-игрушка из дерева...
Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах...
Авторская модель конструкции центрального купола храма Христ...
Авторская модель конструкции центрального купола храма Христ...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Храм Христа Спасителя
Изображения
Коллекция музея
Стиль:
Историзм
Дата:
1837 - 1883
Адрес:
Москва
Храм Христа Спасителя. Общий вид.
Cathedral of Christ the Saviour. General view.
М.М. Павлов
Вид из Кремля на храм Христа Спасителя
1891
Фототипия
36,3х52,6
РIII-9166
А. Руднев
Храм Христа Спасителя. Общий вид.
1867
Литография
42х55
III-3584
В.И. Королев
Храм Христа Спасителя. Общий вид
1889
Литография
72х56
III-1380
К.А. Тон
Храм Христа Спасителя.
1832
Чертеж
Бумага, тушь, акварель
67х52,5
I-3783
План местоположения храма с экспликацией прилегающих строений.
К.А. Тон
Храм Христа Спасителя. Фасад со стороны набережной Москвы-реки
1832
Рисунок
Бумага, тушь
62х82,5
I-3784
К.А. Тон
Храм Христа Спасителя. Разрез, интерьер
1871
Чертеж
Бумага, тушь, акварель
178х122
I-2274
Храм Христа Спасителя. Выкройка для изготовления бумажного макета храма.
1881
Литография
41,5х65
РIII-8608
Подобные литографированные издания для склеивания бумажных моделей памятников архитектуры Москвы были очень популярны в 1880–1890-х годах. Наряду с Триумфальными воротами у Тверской заставы, Сухаревой башней, Большим театром, Кремлевскими достопримечательностями были изданы чертежи вскоре ставших привычными и популярными сооружений К.А. Тона: это Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, а также храм Христа Спасителя. В Музее архитектуры хранится небольшая модель, исполненная неизвестным автором из дерева, но в масштабе литографированной бумажной выкройки.
Храм Христа Спасителя. Плакат к освящению храма.
1882
68,5х48,5
РIII-8606
Издание скоропечатни на Рогожской.
Храм Христа Спасителя
Гравюра
_MG_6647
Храм Христа Спасителя
1883
Другое
_PIK0003
Храм Христа Спасителя
1883
Живопись
_PIK0004
Храм Христа Спасителя. Макет-игрушка из дерева
1883
Макет
Дерево
29,8х36,3х30
РII-16
Выполнен в соответствии с масштабом выкройки для детского творчества.
А.Л. Витберг
Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах
1825
Бумага, тушь с отмывкой, акварель
27х42
РI-5260
Вид ансамбля со стороны Москвы-реки. Окончательный вариант
К.А. Тон
Авторская модель конструкции центрального купола храма Христа Спасителя
1847–1850
Бронза, медь, дерево, окраска
92х103х103
РII-251а
Второй вариант. Масштаб 1:30. Состоит из трех разъемных частей: деревянное основание и купол, металлические конструкции.
К.А. Тон
Авторская модель конструкции центрального купола храма Христа Спасителя
1847–1850
Бронза, медь, дерево, окраска
92х103х103
РII-251
Второй вариант. Масштаб 1:30. Состоит из трех разъемных частей: деревянное основание и купол, металлические конструкции.
Свод главного купола храма Христа был выполнен без опалубки и, как свидетельствует сам Тон, этот способ стал вторым в истории архитектуры после купола Флорентийского собора Филиппо Брунелески. На модели автор демонстрирует возможность спланировать принцип синхронизации закрепления металлических деталей путем введения центральной оси в верхней части главы и кольца со спицами, которое как замковый камень в арке, создает прочную и симметричную конструкцию, а также позволяет отцентрировать возведение гигантского креста над главой. Изначально эта модель находилась в храме как наглядное пособие для подготовительной работы при сборке конструкции купола.
Описание
Храм-памятник Христу – Спасителю России от французского нашествия – был воздвигнут по обету Императора Александра I. В международном конкурсе 1814 года, в котором приняли участие А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.В. Стасов и другие, победил проект художника А.Л. Витберга. Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.
Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.
Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.
Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.
Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.
Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.
Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.
Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.
5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.