Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Древнерусская архитектура
988-е—1699-е
История древнерусского зодчества насчитывает семь веков.
Решение князя Владимира Святого о принятии в 988 году христианства в его восточном варианте сделало Киевскую Русь частью богатой многовековой христианской культуры, развивавшейся в Византийской империи. Греческие мастера, ставшие создателями первых каменных храмов в Киеве, Чернигове, Новгороде перенесли на русскую землю крестово-купольный тип храма. Этот тип церковного сооружения стал главным в русской архитектуре на многие столетия. Облик русского храма определяли возвышавшиеся над церковным объемом купола на стройных барабанах, крестообразно расположенные коробовые своды, осенявшие интерьер, мозаики и фрески, а также выразительные иконные образы, которые украшали внутреннее пространство.
В XII веке, когда единое русское государство оказалось разделенным на отдельные княжества, начался процесс формирования местных архитектурных школ. Разнообразные выразительные архитектурные решения храмов Чернигова и Смоленска, Владимира и Гродно возникли на стыке византийских и романских традиций, основой которых являлась крестово-купольная система.
Вторжение татаро-монгольских войск в 1240 году, разрушение оказывавших сопротивление городов привело к прекращению каменного строительства на несколько десятилетий. Каменное зодчество в Новгородском и Тверском княжествах конца XIII–XV веков, псковская, раннемосковская архитектура XIV–XV веков дают возможность оценить новые стилистические находки, выразившие представления о храмовом зодчестве в этих княжествах.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, а также возведение итальянскими зодчими соборов Московского Кремля при Великих князьях Иване III и Василии III в конце XV – первой трети XVI веков повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Стилевые особенности Успенского и Архангельского соборов узнаются в облике храмов XVI–XVII веков, создававшихся в Новгороде, Дмитрове, Ярославле, Вологде, Астрахани и других русских городах.
В XVII веке после Великой смуты строятся храмы, являвшиеся памятниками победе над польскими завоевателями. Их формы повторяют узнаваемые церковные сооружения предыдущего столетия, подчеркивая непрерывность духовной традиции Древней Руси. Царское строительство в Кремле, в котором принимали участие зарубежные мастера, в том числе выходцы из Шотландии, преобразило исторический центр столицы. Надстройка Спасской башни, возведение Теремного дворца, кремлевских дворцовых церквей повлияло на вкусы аристократии и богатого купечества, что сказалось на формировании стиля, получившего название «Дивное узорочье», который стал символом Руси XVII века.
«Нарышкинский стиль», или «Московское барокко», определившие облик русских городов и монастырей конца XVII века, стал последним взлетом древнерусского зодчества.

Раздел наполняется.

узнать больше
Архитектура времени князя Владимира и князя Ярослава Мудрого
900-е—1100-е
Русская архитектура второй половины XI – начала XII века
1050-е—1100-е
Архитектура западно-русских земель XII – начала XIII веков
1100-е—1200-е
Новгородское зодчество XII – начала XIII веков
1100-е—1200-е
Русская архитектура XV – XVII века
1400-е—1699-е
Барокко
1690-е—1770-е
Барокко (итал. barocco) — художественный стиль, возникший в Италии в конце XVI века. На протяжении XVII—XVIII веков он получил самое широкое распространение в странах Европы и Америки, став первым действительно мировым стилем.
Развитие барокко относится ко времени угасания великой культуры Ренессанса. Художники эпохи барокко отвергали классические представления о гармонии и строгой упорядоченности бытия, помещая в центр своего творчества коллизию человека и мира, борьбу разума и чувственных начал, торжество сил стихии и их обуздание. Характерными чертами искусства барокко стали напряженность, экспрессия, мистическая экзальтация. Необычайных высот достигло техническое мастерство художников и ремесленников.
Распространение барокко пришлось на период становления абсолютных монархий в странах Европы, экономического освоения европейских колоний в Азии и Америке, подъема католицизма на волне Контрреформации. Эти обстоятельства определили патетический характер образов барокко, монументальность и значительный масштаб создававшихся в это время произведений.
Для архитектуры барокко характерны торжественность, богатство декоративного убранства, использование усложненных, как правило, криволинейных форм, увлечение неожиданными визуальными эффектами. В сооружениях и ансамблях эпохи барокко заметно стремление к синтезу искусств — слиянию в единое целое архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового искусства.
На русскую почву барокко было принесено в конце XVII — начале XVIII веков, в царствование Петра I. Значительную роль в этом процессе сыграли приглашенные Петром иностранные архитекторы. Несколько позднее к ним присоединились русские ученики, посылавшиеся за границу, а также обучавшиеся у иностранцев в России.
Ко времени Петра I относится основание новых городов и поселений, сооружение современных крепостей. Получают распространение ранее неизвестные в России типы производственных, административных и общественных зданий. В области церковной архитектуры появляются постройки с базиликальной или зальной планировкой, ориентированные на европейские образцы.
Новые технологии и материалы произвели настоящий переворот в строительном искусстве. Его символом можно назвать смелые шпили церквей и колоколен петровского времени.
Беспрецедентным градостроительным экспериментом стало основание и строительство новой русской столицы — Санкт-Петербурга.
За сравнительно короткий период отечественная архитектура прошла большой путь от стилистической пестроты архитектуры петровского времени до блистательного барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761). С началом царствования Екатерины II центр барокко перемещается в Москву и провинцию, где вплоть до конца XVIII века создаются великолепные памятники, относящиеся, главным образом, к церковной архитектуре.
В развитии русского барокко можно выделить несколько основных этапов: петровское барокко (рубеж XVII—XVIII веков — 1720-е годы); архитектура времени правлений от Екатерины I до Анны Леопольдовны (1725—1741) — иногда ее определяют как «аннинское барокко», по имени императрицы Анны Иоанновны, царствовавшей с 1730 по 1740 год; елизаветинское барокко (1740-е—1750-е годы); барокко екатерининского времени (1760-е—1770-е годы).
Следует отметить, что данная периодизация применима, главным образом, к архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга. В различных регионах России традиции древнерусского зодчества сохранялись до середины и даже 2-й половины XVIII века, дав начало таким оригинальным явлениям как «северное» и «сибирское» барокко.
узнать больше
Петровское барокко
1690-е—1720-е
Возвращение в 1698 году в Москву Великого посольства Петра I придало мощный импульс развитию русской архитектуры. На рубеже XVII–XVIII веков в Москве и Подмосковье появляется ряд построек, сочетающих европейские композиционные схемы с широким использованием ордерных элементов. В качестве яркого примера можно назвать церковь архангела Гавриила («Меншикову башню») в Москве, приписываемую известному зодчему Ивану Зарудному.
Значительным событием в отечественной архитектуре стало основание Санкт-Петербурга. Именно здесь отрабатывались и закреплялись новые решения во всех сферах архитектурной науки – от фортификации и градостроительства до декоративного убранства зданий. Над планировкой и застройкой города работали многочисленные иностранные архитекторы, среди которых были мастера первого ряда: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Николо Микетти.
Уже одно перечисление имен свидетельствует о широком диапазоне влияний – французском, немецком, итальянском, голландском. В сущности, петровское барокко представляет собой не единый стиль, а множество самых разнообразных направлений, связанных с конкретными мастерами и объединенных лишь общей целью и общими заказчиками.
Среди наиболее известных архитекторов петровского времени следует также назвать Доменико Трезини. Главное его произведение — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, который и поныне считается одним из символов города.
узнать больше
Архитектура барокко
второй половины
1720–х — 1730–х годов
1720-е—1730-е
После смерти Петра I интенсивная строительная деятельность в Санкт-Петербурге и его окрестностях прекращается. Многие петровские проекты были свернуты. Часть иностранных мастеров покинула Россию.
Тем не менее, это был важный период, когда основные принципы нового искусства усваивались русским обществом – не только художниками и архитекторами, но также заказчиками и простыми обывателями. В это время выдвигаются русские мастера, получившие образование в царствование Петра I: Михаил Земцов, Петр Еропкин, Иван Коробов и другие. По их проектам в Москве и Санкт-Петербурге был возведен ряд гражданских и церковных зданий, в целом продолжающих линию петровского времени. Большое значение имело создание в 1737 году первой государственной градостроительной организации: Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
узнать больше
Елизаветинское барокко
1740-е—1750-е
Царствование императрицы Елизаветы Петровны совпало со значительным оживлением и подъемом во всех областях жизни русского государства. Важными культурными событиями эпохи стали открытие Московского университета (1755) и основание «Академии трех знатнейших художеств» (1758). В Санкт-Петербурге и Москве возобновилась активная строительная деятельность.
Стиль елизаветинского барокко связывают, главным образом, с творческой манерой придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Созданные им торжественные ансамбли – Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе и Петергофе – в полной мере несут черты европейского барокко, хотя и не лишены национальных особенностей. Из традиций русской архитектуры Растрелли заимствовал яркую двух- и трехцветную окраску фасадов, оформление углов зданий группами колонн, золочение декоративных элементов. В храмовом зодчестве архитектор развивал мотивы древнерусского пятиглавия.
Среди других архитекторов этого времени следует выделить Савву Чевакинского, создателя Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге, и Дмитрия Ухтомского, автора колокольни Троице-Сергиевой лавры и несохранившихся Красных ворот в Москве.
узнать больше
Екатерининское барокко
1760-е—1770-е
С воцарением на русском престоле Екатерины II в Санкт-Петербурге восторжествовало новое стилистическое течение – классицизм. Виднейшие зодчие барокко – Растрелли и Чевакинский – в скором времени получили отставку. Тем не менее, барочный стиль не исчез мгновенно, переместившись из столицы в Москву и провинцию.
Барочным постройкам екатерининского времени присуща мягкость декора, сложность планов, широкое использование изогнутых поверхностей. Крупнейшим московским архитектором этого периода был Карл Бланк, автор церкви святых Кира и Иоанна на Солянке (не сохранилась) и церкви святой Екатерины на Всполье.
узнать больше
Классицизм
1760-е—1830-е
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль в европейской культуре XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого является искусство античности – Древней Греции и Рима. В основе архитектуры классицизма лежит система античных ордеров (от лат. ordo – строй, порядок), означающих определенные пропорциональные соотношения несомых и несущих частей конструкции зданий. В античной архитектуре это были колонны и лежащие на них перекрытия – антаблемент, составлявшие основу греческих храмов. Три ордера Древней Греции получили названия по областям их распространения: дорический, ионический и коринфский, и различались пропорциональным строем и композицией отдельных элементов, особенно капителей колонн. Римская архитектура к трем греческим ордерам прибавила два – тосканский и композитный, близкие по пропорциям и деталям к дорическому и коринфскому.
Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) также опиралась на античное наследие: этот период стал следующим этапом развития теории ордера. К творчеству итальянских зодчих, блистательно интерпретировавших древние архитектурные образцы, впоследствии часто обращались архитекторы западноевропейского и русского классицизма.
Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку. Воплощение торжества разумного начала, образцового порядка, возвышенной и гармоничной ясности духа классицисты видели в искусстве античности. В становлении европейского классицизма огромное значение имели раскопки в Помпеях и Геркулануме – городах Римской империи, погибших при извержении Везувия в 71 году. Эти археологические работы, начатые в 1748 году, возобновили интерес к изучению памятников античного искусства.
С 60-х годов XVIII века русские архитекторы, следуя европейским образцам, отдают предпочтение благородной простоте построек классицизма. Этому немало способствовали личные вкусы императрицы Екатерины II, ее увлечение французской философией и страсть к решительным государственным реформам. Екатерина осознавала способность архитектуры языком монументальных форм олицетворять благополучие и мощь государства: время ее правления (1762–1796) для архитектуры России стало одним из самых интенсивных по размаху строительства.
В истории русской архитектуры выделяют три этапа развития классицизма: ранний (1760–1780-е), строгий, или зрелый (1780–1800-е), и поздний, или ампир (1800–1830-е).
Размах строительства и высокие художественные качества русской школы классицизма определили ей одно из первых мест в Европе.
Классицизм в России получил своеобразную выразительность, что обусловливалось и самобытностью архитектурного наследия, и реалиями жизни страны (экономическими, социальными, политическими), и, несомненно, творческим потенциалом и яркой индивидуальностью нескольких поколений выдающихся зодчих. Градостроительный размах, связанный с основанием большого числа новых городов и регулярной перепланировкой старых, предопределил создание к концу XVIII века более 300 планов больших и малых городов по всей империи.
Городское строительство обусловило создание большого количества новых типов сооружений – казенных и частных. Учебные заведения, банки, гостиные дворы, биржи, присутственные места, больницы, казармы и рядовые жилые дома строились чаще всего с использованием образцовых (типовых) проектов.
Эпоха классицизма стала «золотым веком» усадебного строительства. Освобожденное от обязательной государственной службы русское дворянство создавало новые и перестраивало старые поместья в соответствии с художественными и эстетическими принципами классической архитектуры и пейзажного садово-паркового искусства.
В XVIII – начале XIX веков произошли существенные изменения и в технике строительства. Росло количество кирпичных заводов, была введена единообразная мера кирпича, для несущих конструкций распространилось применение железа и чугуна. В каменных постройках теперь создавали большие купольные перекрытия, в деревянных – использовали стропила с подвесными сводами.
В оформлении интерьеров зданий русского классицизма часто использовали искусственный мрамор и гипсовую лепнину, имитирующие природные материалы.
узнать больше
Ранний и строгий в Москве
1760-е—1812-е
Период раннего и строгого (зрелого) классицизма в московской архитектуре начался в 60-х годах XVIII столетия и продолжался до 1812 года.
Особенности московской школы классицизма этого периода были определены творчеством выдающихся русских зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Им принадлежит и заслуга воспитания целого поколения московских архитекторов классицистического стиля, лучшими из которых были Е.С. Назаров, И.В. Еготов, Р.Р. Казаков.
Во многом расцвету архитектуры Москвы этого периода способствовали инициативы императрицы Екатерины II, отводившей древней столице первую роль в реализации государственных реформ в начале своего правления. Работа Комиссии о составлении проекта нового Уложения (нового свода законов), обширная программа просветителя И.И. Бецкого по созданию первого в России Воспитательного дома предполагали строительство зданий достойных важности замысла.
В последней четверти XVIII века в Москве планировались грандиозные градостроительные мероприятия. В 1775 году был создан «Прожектированный» план, предполагавший создание регулярных площадей, спрямление улиц и устройства кольца бульваров на месте стен Белого города.
Построенные в конце XVIII века ансамбли крупных общественных сооружений и многочисленные городские усадьбы решенные в стиле классицизм, определили новый облик Москвы.
узнать больше
Ранний и строгий в Петербурге
1761-е—1780-е
Наиболее отчетливо ордерная система была выражена в произведениях мастеров строгого классицизма. Хрестоматийным памятником этого периода можно считать Таврический дворец, созданный по проекту И.Е. Старова. Архитектор широко и свободно развернул в пространстве обширную, но строго симметричную композицию дворца. Главный художественный мотив в центре фасада – шестиколонный римско-дорический портик с отнесенными от стены колоннами. Пластика ордерных форм подчеркнута гладью стен с рядами окон без наличников. И композиция парадного двора «покоем» («П»), и желтые оштукатуренные стены с белым портиком станут излюбленным приемом в русском классицизме этого времени. Но скромный внешний облик Таврического дворца скрывал величественный масштаб парадных интерьеров. Среди их невиданного пространственного размаха выделялась колоннада Большой галереи: «триумф колонны», – так описал стиль этого зала И.Э. Грабарь, определивший этим суть классицизма.
узнать больше
Поздний (Ампир) в Петербурге
1800-е—1830-е
После Отечественной войны 1812 года и победы над Наполеоном в русской архитектуре зазвучала тема военного триумфа. Могущество российской империи воплотилось в торжественной парадности и монументальном величии архитектуры позднего классицизма, или ампира. Французский ампир (от фр. empire – империя), стиль империи Наполеона, ориентировался на триумфальную римскую древность. Для него характерны повышенная монументальность, чрезмерная насыщенность лепным орнаментом и скульптурным декором.
На 1820-е годы приходится размах градостроительства в Петербурге, подобных которому не знала прежде европейская архитектурная практика. Городские ансамбли располагаются вдоль двух основных осей – Невы и Невского проспекта.
узнать больше
Поздний (Ампир) в Москве
1812-е—1830-е
Драматическим рубежом в истории архитектуры Москвы стала Отечественная война 1812 года. В пожаре, охватившем оставленный русскими войсками город, Москва потеряла более три четверти застройки. Однако общенациональный подъем, последовавший за победой над Наполеоном, способствовал энергичному возрождению города. Для руководства его восстановлением в 1814 году была создана «Комиссия для строений Москвы», занимавшаяся и планировочными, и строительными работами, – без ее утверждения в городе не возводилось ни одно здание. Для Москвы наступило время осуществления крупных градостроительных работ: создания регулярных площадей, значительных общественных построек, ансамблевой застройки улиц. Река Неглинная была уведена под землю – так появилась возможность планирования пространств вокруг Кремля и Китай-города, предусмотренных еще «Прожектированным» планом 1775 года. Ведущими зодчими, определившими масштаб и облик послепожарной Москвы, стали О.И. Бове, Д. Жилярди и А.Г. Григорьев.
узнать больше
Историзм
1840-е—1910-е
Новые стилевые искания 1840-х–1890-х годов до недавнего времени было принято обозначать термином «эклектика», трактуемым как архитектура разумного выбора. В последнее время по примеру сходных явлений в европейской архитектуре, все чаще используют термин «историзм».
Эта эпоха, вдохновленная романтической идеей освобождения от правил и предписаний, предполагала свободу выбора художником (и зодчим, в частности) выразительных средств, представленных на широкой исторической палитре. Формы готики, романского стиля, барокко, ренессанса отныне с приставкой «нео» составляли конкуренцию «стилю классическому». Для времени историзма характерно бурное развитие архитектурной теории и определение новых путей развития отечественной архитектуры.
Следуя государственной идее, выраженной в триаде «Самодержавие, Православие, Народность» министра народного просвещения при Николае I С.С. Уваровым, зарождался официальный «Русский стиль». Это течение, которому суждено было стать одним из главных стилистических направлений вплоть до начала ХХ века, в архитектурной практике отражено в становлении и развитии национально-романтического направления зодчества, получившего на разных этапах наименования «русско-византийского», «русского», «неорусского». Свое высшее воплощение эта тенденция нашла в творчестве К.А. Тона и, в частности, в московском Храме Христа Спасителя.
В результате накопления историко-археологических данных о культуре и искусстве допетровской Руси во второй половине XIX века «византийский» и «русский» стили дифференцировались друг от друга и развивались самостоятельно. При этом «русский» стиль, ставший главным с 1880-х годов в церковной и гражданской архитектуре (работы А.Н. Померанцева, Н.Н. Никонова, А.А. Парланда, Л.Н. Бенуа, Д.Н. Чичагова и др.), имел т.н. «демократическую» версию, поддержанную критиком В.В. Стасовым и распространившуюся в дачном, преимущественно деревянном, строительстве (постройки и проекты В.А. Гартмана, И.П. Ропета, Н.В. Никитина и др.).

Раздел наполняется.

узнать больше
Разностилье
1830-е—1890-е
«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»
Н.В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1831

Историзм, или, как еще недавно называли этот период, эклектика, – направление в европейской архитектуре, пришедшее на смену эпохе классицизма. Первый этап историзма (1830–1860-е), именовавшийся в Европе романтизмом, в России определялся как Николаевский период. Второй этап (1860–1890-е) – боз-ар за рубежом – у нас принято называть Александровским, т.е. связанным с отменой крепостничества, развитием капитализма, притоком населения в города, появлением новых технологий и строительных материалов, что в целом вызвало потребность в широкомасштабном строительстве новых типов зданий в связи с возникновением нового класса заказчиков.
Эклектика – разумный выбор в использовании элементов различных «исторических» архитектурных стилей (готика, ренессанс, барокко, рококо, византийский, мавританский и др.), которые и обусловили характерное для XIX века многостилье в архитектуре. Эклектика еще сохраняет архитектурный ордер, но он утрачивает свою доминирующую позицию. Анфиладной планировке зданий приходят на смену планы, формы и стили фасадных композиций, соответствующие функциональному назначению постройки.
Первым по значимости и продолжительности своего бытования в архитектуре эклектики становится «русский» стиль, основоположником которого принято считать К.А. Тона. Официально поддержанный и позднее подкрепленный идеологической триадой «самодержавие, православие, народность» министра просвещения графа С.С. Уварова, «русский» стиль как несущий идею государственности надолго определяет принципы храмостроительства в России. В своих проектах храмов, рекомендованными для строительства по всей стране, Тон соединил классически симметричные планы с фасадами, насыщенными элементами владимиро-суздальского и раннемосковского зодчества. В русле тоновского стиля параллельно складывался и русско-византийский стиль, опиравшийся на образцы византийского зодчества балканского происхождения, также поддерживаемый государством. С конца 1860-х годов в противовес официальному «русскому» стилю складывается и развивается демократическое направление «русского» стиля, связанное с именами А.М. Горностаева, В.А. Гартмана и И.П. Ропета. Для стиля выставочных сооружений Гартмана и Ропета характерным становится использование орнаментов русских народных вышивок и деревянной резьбы. Мотивы русского происхождения вскоре переносятся и на декор фасадов кирпичных зданий.
XIX век важен еще и тем, что именно в этот период закладываются основы научной архитектурной теории, у истоков которой стояли труды архитекторов М.Д. Быковского и А.К. Красовского. Первые опыты изучения истории отечественной архитектуры были связаны с деятельностью Императорского Русского археологического общества (1846–1924) в Петербурге и Императорского Московского археологического общества, основанного по инициативе графа А.С. Уварова в 1864 году с целью изучения и охраны памятников старины. Архитектурные общества в Москве (с 1867-го) и в Петербурге (с 1870-го) направили свою деятельность на творческую разработку теоретических, исторических и технических проблем зодчества. Эти общества выпускали периодические издания, знакомившие заинтересованную публику и специалистов со всем новым, что происходило в строительстве, а также с материалами организованных ими экспедиций по выявлению и описанию древних памятников. Результатом таких экспедиций становились открытия в истории русской архитектуры, что вносило свой вклад в стилевое разнообразие эпохи. Так, кирпично-изразцовое узорочье ярославских храмов сделало актуальным «русский стиль XVII века», распространившийся в 1880-х годах. Именно изыскания археологов заставили многих архитекторов повторять детали древних храмов на фасадах строящихся зданий Московской городской думы, Исторического музея и др. Именно такое использование оригинальных деталей разных памятников в различном сочетании послужило почвой для обвинения архитекторов эклектики в стилизаторстве, т.е. в нетворческом использовании образца.
Новым толчком в развитии «русского» стиля стало строительство небольшой церкви в подмосковной усадьбе С.И. Мамонтова Абрамцево, где сложилась творческая мастерская художников. Архитектура этого небольшого усадебного храма, созданного художниками В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым при участии архитектора П.М. Самарина, продемонстрировала новые возможности стилизации под древние псковские памятники без детального копирования их отдельных фрагментов. Главный эффект был достигнут за счет переосмысленной образности храма, его сказочной, эпической составляющей, что давало прямой выход к национально-романтической ветви модерна.
Другие исторические стили использовались в архитектуре XIX века избирательно. Так, неоренессанс был предпочтителен при строительстве зданий банков, торговых домов, вокзалов, которые в изобилии вырастают в обеих столицах в связи с развитием капиталистических отношений. Для благотворительных учреждений, учебных заведений, больничных комплексов, промышленных сооружений чаще всего использовалось недорогое кирпичное строительство. Доходные дома, распространенные в Петербурге, возводились в разных стилях в зависимости от желания и состоятельности заказчика. Что касается традиционно московского частного жилища – усадебного особняка, то до середины века здесь господствовали ампирные дома, отстроенные после пожара 1812 года, с их неизменными колонными портиками. После крестьянской реформы 1861 года в Москве появляется новый заказчик – промышленник, владелец фабрик и заводов, который стремится, не считаясь с затратами, выстроить свой фамильный особняк в репрезентативном стиле, не уступающем дворянским дворцам. Буржуа не ограничиваются покупкой родовых дворянских гнезд, они заказывают первоклассным архитекторам проекты новых домов, выделяющихся из рядовой застройки богатством и пышностью форм.
При этом некоторые домовладельцы ограничивались переделкой внутреннего убранства. Интерьеры жилых домов этого периода также отличались разностильем: вестибюль оформлялся в египетском стиле, столовая – практически всегда в «русском», танцевальный зал – в классическом, курительные и бильярдные – в мавританском или каком-либо восточном. Обязательная гостиная или будуар часто декорировались в стиле рококо с обильной позолотой на лепных падугах и шелковой обивкой стен.
В 1880-е годы в Москве в частной застройке и не только был очень популярен стиль «неогрек», или «помпеянский», в котором работали архитекторы А.С. Каминский, Р.И. Клейн, молодой Шехтель и др. В 1890-е годы становится популярным стиль «неоготика», развивавшийся, в частности, Ф.О. Шехтелем и П.С. Бойцовым. Именно благодаря «готическим» зданиям с разностильными интерьерами происходит плавный переход жилой архитектуры в стиль модерн (1898–1905).
XIX век поражает обилием и разнообразием новых типов зданий, которых не было прежде: это и магазины-пассажи, и торговые дома, и здания вокзалов, и специально спроектированные здания для музеев, консерваторий, органов городского управления, клубов, народных домов, домов различных обществ, школ и других учебных заведений, а также огромных производственных комплексов. Храмовое строительство велось за рубежом, в Москве древние храмы расширялись пристройкой обширных трапезных и высоких колоколен.
В целом XIX век стал веком открытий и прорывов: новаторские технологии и строительные материалы – металлические конструкции больших пролетов, сетчатые конструкции инженера В.Г. Шухова, система безбалочных перекрытий инженера А.Ф. Лолейта, железобетон и бетон – осваиваются в дальнейшем на протяжении всего ХХ века.
узнать больше
Модерн
1890-е—1910-е
Стиль модерн (от франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) возник в европейском искусстве на рубеже XIX–XX веков как стремление к поиску новых форм, обращение к естественным линиям и эксперимент с новыми технологиями и материалами. В западных странах стиль модерн получает различные названия: это «модерн стайл» в Англии, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «тиффани» в США. Хронологическим рубежом стиля становится 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в Европе.
Объединяя различные художественные течения и школы, стиль модерн стремился противопоставить себя эклектизму предыдущего периода. Широкое применение новых технологий в архитектуре, отказ от симметрии и прямоугольных композиций в пользу изогнутых линий, имитирующих природные очертания, стремление к синтезу искусств, развитие декоративно-прикладного искусства, – стали главными чертами этого направления.
Для модерна была очень важна литературно-философская составляющая стиля, основанная на идеях символизма, эстетизма и «философии жизни» Фридриха Ницше. Теоретики модерна, – например, Хенри ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии Уильяма Морриса, – считали, что новый стиль способен сформировать новое общество посредством создания вокруг человека единой предметно-пространственной среды, пронизанной эстетикой прекрасного. Стиль модерн был призван выразить духовное содержание эпохи через новые формы и конструкции, нетрадиционные художественные приемы, синтез искусств и применение современных материалов.
Все эти сложные задачи нового стиля находят яркое решение в архитектуре частных особняков. При этом модерн, стремящийся стать универсальным направлением эпохи, получает широкое применение при строительстве множества торговых, деловых, промышленных, жилых и общественных сооружений. Волна увлечения стилем модерн с конца 1890-х годов отразилась на облике Петербурга, Москвы и других губернских городов экстравагантными особняками, фасадами гостиниц, доходных и торговых домов. Городские и загородные особняки эпохи модерна, выстроенные архитекторами Ф.О. Шехтелем, Л.Н. Кекушевым, А.И. фон Гогеном и другими, обозначили высшую меру изящества и комфорта, доступного для своего времени.

Раздел в разработке.

узнать больше
Модерн
1890-е—1910-е
Авангард
1910-е—1930-е
Архитектурный авангард как художественное явление 1920-х годов неразрывно связан с разнообразными, подчас взаимоисключающими направлениями в искусстве. На формирование стилистических и практических установок авангарда повлияли и оригинальная система обучения, созданная преподавателями ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские, 1918–1930), и деятельность новаторских группировок архитекторов рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1924), и архитекторов конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов, 1925), а также реальное строительство 1920–1930-х годов. Явление советского архитектурного авангарда характеризуется и новым, оригинальным объемно-пространственным методом архитектурных построений, относящимся к профессиональным достижениям ХХ века.
В начале 1930-х годов архитектурный стиль в СССР стал приобретать другие формы сообразно переменам, произошедшим в стране: централизации власти повлекла за собой видоизменения основ любой деятельности, в том числе – строительной. Произошла резкая перемена стилевой направленности от авангарда к традиционализму, которая проявилась во Всесоюзном конкурсе на здание Дворца Советов 1931 года. Отчасти изменения, произошедшие в архитектуре, являлись закономерным развитием композиционного языка авангарда и знаком профессионального роста архитекторов. Добиваясь своеобразия построек, они стремились проектировать монументально, все больше увеличивая масштаб зданий.

Раздел в разработке.

узнать больше
Авангард
1910-е—1930-е
Советская архитектура
1920-е—1980-е
Середина – вторая половина XX века в отечественной архитектуре характеризуется целым рядом стилевых направлений, сменявших друг друга.
Стилистика архитектуры 1950-х годов была основана на тематике победы в Великой Отечественной войне и характеризовалась нарастанием декоративного начала. Послевоенную архитектуру отличает монументальность, помпезность, повествовательность, широкое применение скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Наиболее характерными сооружениями этого периода стали знаменитые московские «высотки».
Главной задачей архитектуры после Великой Отечественной войны являлось восстановление городов. В 1945 году вышло постановление «О первоочередном восстановлении 15 русских городов», которое имело важнейшее идеологическое и экономическое значение для организации архитектурного процесса реконструкции разрушенных городов РСФСР, расположенных вдоль всей западной границы России – от Мурманска до Севастополя. Выбор городов, прежде всего, носил символический характер: были выделены исторические форпосты Российского государства на западной границе.
За архитектурой 1950–1960-х годов закрепился термин пост-конструктивизм. К нему относится огромное число пятиэтажных жилых домов, построенных по типовым проектам буквально во всех городах страны. Такие панельные дома в народе называли «хрущевками» или «хрущобами», поскольку они были спроектированы и построены во время управления страной Никитой Хрущевым (1953–1964). Аналогия с конструктивизмом 1920-х годов возникла потому, что архитекторы выполняли социальный и государственный заказ, пересматривая традиционные формы проектирования. Как и в эпоху 1920-х архитекторы работали над созданием оптимального, типового проекта, пригодного для экономичного массового строительства. В идеологии типового проекта была заложена идея демократизации жизни и доступности отдельного жилья максимально возможному числу советских граждан.
Семидесятые и восьмидесятые годы ХХ века в советской архитектуре характеризуются изменениями объемно-пластических предпочтений в сторону лаконичных геометрических форм, минимализмом в декоре и формированием нового языка выразительности архитектурной стилистики.

Раздел в разработке.

узнать больше
Советская архитектура
1920-е—1980-е
Сталинская неоклассика
1930-е—1940-е
Модернизм
1970-е—1980-е