Описание
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове была построена в начале XIII века. Это сооружение было сильно перестроено в XVII веке. Облик храма в стиле украинского барокко, к которому с запада примыкала колокольня того же времени, еще в начале XX века не помешал исследователям определить в составе сооружения его древнюю основу. Сильнейшее разрушение, которому церковь Параскевы Пятницы подверглась во время Великой Отечественной войны, привело к реставрации памятника по проекту П.Д. Барановского, вернувшего храму первоначальный облик.
Древний храм представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имеющий традиционный план. Фасады четверика, следуя тенденции, характерной для западно-русских земель, завершены трехлопастными арками. На восточном фасаде выступают традиционные три высокие равновеликие апсиды. Однако церковь Параскевы Пятницы отличает эффектное динамичное завершение и необычная система сводов, что усиливает вертикальный эффект, заданный пропорциями сооружения. Опорные столбы со скошенными углами несут ступенчато повышенные подпружные арки. Во внешнем облике ступенчатой конструкции сводов соответствуют ярусно поднимающиеся к основанию барабана второй и третий ярусы закомар. Фасадный декор объединяет новые тенденции, выразившиеся в использовании готицизмов, и ряд привычных декоративных мотивов, имевших романское происхождение, с узнаваемой цитатой из византийского репертуара форм – выложенного из кирпича фриза – меандра, украсившего северный и южный фасады.
Хоры располагаются в западной части интерьера, куда ведет внутристенная лестница, устроеная внутри западной стены.
Древний храм представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имеющий традиционный план. Фасады четверика, следуя тенденции, характерной для западно-русских земель, завершены трехлопастными арками. На восточном фасаде выступают традиционные три высокие равновеликие апсиды. Однако церковь Параскевы Пятницы отличает эффектное динамичное завершение и необычная система сводов, что усиливает вертикальный эффект, заданный пропорциями сооружения. Опорные столбы со скошенными углами несут ступенчато повышенные подпружные арки. Во внешнем облике ступенчатой конструкции сводов соответствуют ярусно поднимающиеся к основанию барабана второй и третий ярусы закомар. Фасадный декор объединяет новые тенденции, выразившиеся в использовании готицизмов, и ряд привычных декоративных мотивов, имевших романское происхождение, с узнаваемой цитатой из византийского репертуара форм – выложенного из кирпича фриза – меандра, украсившего северный и южный фасады.
Хоры располагаются в западной части интерьера, куда ведет внутристенная лестница, устроеная внутри западной стены.
Связанные объекты
Двухкамерный княжеский терем
Собор Михайловского Златоверхого монастыря
Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове
Михайловская церковь Выдубицкого монастыря.
Васильевская церковь
Борисоглебский собор в Чернигове
Борисоглебская церковь (Коложская)
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
Троицкая надвратная церковь Киево-Печерского монастыря