Описание
Конкурс на проект здания Наркомата тяжелой промышленности стал вторым по грандиозности замысла и масштабности после Дворца Советов. Новое монументальное административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров в градостроительной ситуации Москвы 1930-х гг. Для него был выделен обширный участок в самом центре столицы в районе Китай-города на месте Верхних торговых рядов (здание ГУМа) и расположенных за ними кварталов.
В 1934 году был объявлен первый этап конкурса, в котором приняли участие ведущие зодчие страны. 12 проектных предложений свидетельствовали о том, насколько радикально смотрели архитекторы на решение вопроса о преобразовании исторического центра Москвы. Планировалось не отдельно стоящее здание, а гигантский комплекс, который своими пространственно развитыми объемами осуществлял архитектурное сопровождение и градостроительную поддержку Дворца Советов, с его устремленной ввысь композицией.
Первый этап конкурса на здание НКТП был признан неудачным, в 1935 году на Генеральном плане реконструкции Москвы для него был отведен другой участок – на территории Зарядья - от улицы Варварки до набережной Москвы-реки. В 1936 году был объявлен второй этап конкурса, в котором участвовало меньшее количество архитекторов: среди них уже не было таких ярких представителей авангарда как К.С.Мельников и И.И.Леонидов.
Второй тур был представлен проектами, в которых наиболее предпочтительной формой здания стала усложненная структура прямоугольника, который разрастался по плоскости и обрастал многочисленными корпусами, внутренними дворами и разноуровневыми переходами. Архитекторы стремились к понятному и доступному, без сложных ассоциаций синтезу архитектуры и скульптуры. На фасадах и верхних частях комплекса Наркомтяжпрома появляются многочисленные рельефные панно и скульптурные группы. Их художественное решение отражало достижения тяжелой промышленности; излюбленными темами были фигуры людей за станками, а также, поставленные в натуральную величину, танки, самолеты, локомотивы.
Второй этап конкурса продолжался до 1937 года. Итогом двух туров стало общее мнение, что «значительная часть предложенных проектировщиками планировочных мер является довольно спорной. Тем не менее, они дают интересный материал для дальнейшей проработки вопроса архитектурной реконструкции центра Москвы».
В 1934 году был объявлен первый этап конкурса, в котором приняли участие ведущие зодчие страны. 12 проектных предложений свидетельствовали о том, насколько радикально смотрели архитекторы на решение вопроса о преобразовании исторического центра Москвы. Планировалось не отдельно стоящее здание, а гигантский комплекс, который своими пространственно развитыми объемами осуществлял архитектурное сопровождение и градостроительную поддержку Дворца Советов, с его устремленной ввысь композицией.
Первый этап конкурса на здание НКТП был признан неудачным, в 1935 году на Генеральном плане реконструкции Москвы для него был отведен другой участок – на территории Зарядья - от улицы Варварки до набережной Москвы-реки. В 1936 году был объявлен второй этап конкурса, в котором участвовало меньшее количество архитекторов: среди них уже не было таких ярких представителей авангарда как К.С.Мельников и И.И.Леонидов.
Второй тур был представлен проектами, в которых наиболее предпочтительной формой здания стала усложненная структура прямоугольника, который разрастался по плоскости и обрастал многочисленными корпусами, внутренними дворами и разноуровневыми переходами. Архитекторы стремились к понятному и доступному, без сложных ассоциаций синтезу архитектуры и скульптуры. На фасадах и верхних частях комплекса Наркомтяжпрома появляются многочисленные рельефные панно и скульптурные группы. Их художественное решение отражало достижения тяжелой промышленности; излюбленными темами были фигуры людей за станками, а также, поставленные в натуральную величину, танки, самолеты, локомотивы.
Второй этап конкурса продолжался до 1937 года. Итогом двух туров стало общее мнение, что «значительная часть предложенных проектировщиками планировочных мер является довольно спорной. Тем не менее, они дают интересный материал для дальнейшей проработки вопроса архитектурной реконструкции центра Москвы».
Связанные объекты