Здание Академии наук. Боковой фасад, продольный разрез, попе...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Боковой фасад и поперечные ...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольный разрез и план за...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Главный фасад...
Здание Академии наук. Восточный и западный фасады...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Планы 1—3 этажей и обсерват...
Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольный разрез...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольные разрезы и планы ...
Вид вверх по Неве от Адмиралтейства и Академии наук...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Поперечный разрез и план за...
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Перспективный вид зала во 2...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Кунсткамера и Академия наук в Санкт-Петербурге
Изображения
Коллекция музея
Стиль:
Барокко
Дата:
1718 - 1734
Адрес:
Санкт-Петербург
Главный фасад (гравюра 1741 г.).
И. А. Соколов
Здание Академии наук. Боковой фасад, продольный разрез, поперечные разрезы книжной лавки и залы конференций
1741
Гравюра
52,0×71,0; 49,0×65,5
Р XII-88/3
Г. А. Качалов
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Боковой фасад и поперечные разрезы
1741
Гравюра
52,0×70,5; 47,5×62,5
Р XII-88/7
Х. А. Вортман
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольный разрез и план зала во 2-м и 3-м этажах Кунсткамеры
1741
Гравюра
52,0×70,0; 48,4×65,0
Р XII-88/9
Г. А. Качалов
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Главный фасад
1741
Гравюра
52,0×70,5
Р XII-88/5
Х. А. Вортман
Здание Академии наук. Восточный и западный фасады
1741
Гравюра
52,0×70,0; 48,4×65,0
Р XII-88/2
А. И. Поляков
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Планы 1—3 этажей и обсерватории
1741
Гравюра
64,5×71,0; 63,0×61,5
Р XII-88/4
Г. Качалов по рисунку М. Махаева
Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук
1753
Гравюра
52,0×138,0
Р III-3356
Здание Кунсткамеры и каменные палаты Академии наук (бывший дворец Прасковьи Федоровны) показаны в правой части гравюры. Кунсткамера изображена в «идеализированном» виде — так, как она должна была выглядеть в соответствии с чертежами 1741 года. В действительности ко времени создания гравюры изящной башенки с куполом уже не было — она сгорела в 1747 году.
Ф. Е. Маттарнови
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольный разрез
1741
Гравюра
48,5×64,4
Р XII-88/6
На первом этаже центральной башни расположен анатомический театр. Над ним круглый зал с Готторпским глобусом. Обсерватория занимает верхние этажи башни. Левое крыло отдано под собрание редкостей — собственно Кунсткамеру, на 1-м этаже которой находится малый зал, а на 2-м и 3-м этажах большой двухсветный зал с галереей. Симметрично им в правом крыле расположены залы библиотеки. В торцах боковых крыльев на трех этажах устроены кабинеты.
Г. А. Качалов
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Продольные разрезы и планы зала 1-го этажа Кунсткамеры
1741
Гравюра
52,0×71,0; 47,0×63,0
Р XII-88/8
Вдоль одной из стен (литера «А») стоят «шкафы с анатомическими вещьми господина Руиша», вдоль другой стены (литера «B») — «шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты (т. е., насекомые)». Фредерик Рюйш был знаменитым нидерландским анатомом и ботаником. Петр I во время Великого посольства посещал его анатомический театр в Амстердаме, а в 1717 году приобрел богатейшую коллекцию Рюйша, включавшую несколько тысяч препаратов.
Е. Виноградов по рисунку М. Махаева
Вид вверх по Неве от Адмиралтейства и Академии наук
1753
Гравюра
53,5×60,5; 54,0×74,5
Р III-7004/1,2
В левой части гравюры детально показано здание Академии наук - бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны.
Х. А. Вортман
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Поперечный разрез и план залов 1-го, 2-го и 3-го этажей Кунсткамеры
1741
Гравюра
73,0×52,0; 63,5×48,5
Р XII-88/10
Эта гравюра с замечательными изображениями экспонатов Кунсткамеры заставляет вспомнить знаменитую басню И. А. Крылова «Любопытный».
Здание Библиотеки и Кунсткамеры. Перспективный вид зала во 2-м и 3-м этажах библиотеки
1741
51,5×64,5
Р XII-88/11
Гравюра по рисунку Джироламо Бона.
Описание
Здание «Библиотеки и Кунсткамеры» Санкт-Петербургской Академии наук было заложено в 1718 году. Помимо собственно библиотеки и петровского собрания редкостей оно должно было вмещать знаменитый Готторпский глобус — огромную (более 3 метров в диаметре) модель земного шара, внутри которой располагался планетарий. Глобус, созданный в 1650—1664 годах под руководством Андреаса Буша и Адама Олеария, был подарен Петру I герцогом Голштинским в 1713 году.
По замыслу архитектора Г. И. Маттарнови, Готторпский глобус следовало поместить в центральной башне, объединяющей два симметричных трехэтажных корпуса. Ступенчато поднимавшаяся башня в проекте Маттарнови была исполнена в экспрессивных барочных формах, основывавшихся на контрастном сопоставлении вогнутых и выпуклых поверхностей ярусов. Боковые корпуса имели более скромную отделку, служили своего рода «фоном» для башни.
Маттарнови успел лишь начать кладку стен. После смерти архитектора в 1719 году строительство возглавил Н. Ф. Гербель. Под его руководством уже к 1722 году стены здания были выведены на полную высоту. Гербель внес ряд изменений в проект Маттарнови: он сделал нижнюю часть башни двухэтажной, устроив на первом этаже анатомический театр, увеличил высоту башни на 8,5 метров, а ризалиты боковых корпусов увенчал барочными фронтонами сложной формы. Здание получило типичную для архитектуры петровского времени высокую кровлю с переломом.
Вероятно, из-за просчетов при устройстве нового свода над анатомическим театром в стенах здания появились трещины. В 1724 году Гербель был отстранен от руководства постройкой, а на его место назначен Г. Киавери, который первым делом начал разбирать верхние ярусы башни. В связи с решением об устройстве в здании Кунсткамеры обсерватории, Киавери вновь переработал проект, несколько изменив конфигурацию башни и добавив новый ярус с высоким деревянным шпилем.
Здание было открыто для посетителей в ноябре 1728 года, хотя отделочные работы продолжались еще шесть лет. В 1741 году поднимался вопрос о замене шпиля на центральной башне фонариком, увенчанным моделью небесной сферы. Именно в таком виде здание Кунсткамеры представлено на чертежах 1741 года и гравюрах середины XVIII века.
В 1747 году здание сильно пострадало от пожара. Его восстановление затянулось почти на 20 лет. Работами руководил С. И. Чевакинский, значительно упростивший внешний вид здания. Центральная башня осталась без верхнего яруса. Лишь в 1947—1948 годах башня была реконструирована в соответствии с чертежами XVIII века.
Сама Академия наук с конца 1720-х годов размещалась в бывшем дворце царицы Прасковьи Федоровны — супруги царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Строительство дворца было начато около 1720 года. Царица скончалась три года спустя, когда здание еще не было достроено. Указом императрицы Екатерины I в 1725 году дворец был передан Академии, в ведении которой он и находился вплоть до 1835 года, когда здание за ветхостью было разобрано, а на его месте выстроен южный пакгауз Биржи (ныне Зоологический музей).
Дворец представлял собой весьма обширное сооружение, не уступавшее по площади Кунсткамере. Его главный фасад, обращенный к Неве, имел три ризалита. Центральный ризалит с высокими окнами был украшен пилястрами, углы боковых ризалитов обработаны рустом. Оконные наличники отличались разнообразием форм. К входным дверям с улицы поднимались три торжественных высоких лестницы.